Прочтите два отрывка из произведений авторов XVI в., посвященных огораживаниям. Первый принадлежит Томасу Мору, второй — агроному Томасу Тассеру. Определите, чем различаются две точки зрения на огораживания. Это не очень сложно. А вот есть ли между ними что-нибудь общее? И какая точка зрения вам ближе?
«Ваши овцы… обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города. Именно, во всех тех частях королевства, где добывается более тонкая и потому более драгоценная шерсть, знатные аристократы и даже некоторые аббаты, люди святые, не довольствуются теми ежегодными доходами и процентами, которые обычно нарастали от имений их предков… В своих имениях они не оставляют ничего для пашни, отводят все под пастбища, сносят дома, разрушают города, делают из храмов свиные стойла. Эти милые люди обращают в пустыню все поселения и каждую пядь возделанной земли…
Таким образом, с тех пор как всего один обжора, ненасытная и жестокая язва отечества, уничтожает межи полей, окружает единым забором несколько тысяч акров, он выбрасывает вон арендаторов, лишает их — или опутанных обманом, или подавленных насилием — даже их собственного достояния или, замучив обидами, вынуждает к продаже его».
Там, где все остается общим.
И поле, и пастбище, и луг.
Ты можешь стараться изо всех сил
(Да и что тебе еще остается).
Но на поле у тебя все будет, как у всех.
Потому что ты не можешь поступать по-своему.
Даже если земля хорошая и дешевая.
И на ней можно прокормиться.
Ответ
Первый отрывок ругает огораживание, вскрывая негативные его стороны.
Второй отрывок ругает работу на общинных полях, утверждая, что на них надо тяжело трудиться, при этом получая крайне мало.
Общее между отрывками то, что они порицают то явление, которое описывают.
Из этих отрывков близки мне оба, потому что и работать почти бесплатно, и остаться без средств к существованию, без своей земли — одинаково плохо. Получалось, что у крестьян в то время почти не было надежды на хорошую жизнь.